Режиссер экшен-сцен или почему у нас нет качественного трюкового кино
Открытое письмо
генеральным продюсерам
и руководителям кинокомпаний
от режиссера Дашука Саида
Несколько лет назад я посмотрел фильм Николая Лебедева "ВОЛКОДАВ ИЗ РОДА СЕРЫХ ПСОВ" на который, как известно, были приглашены постановщики из Голливуда... и задумался... Я очень уважаю Лебедева за "ЗВЕЗДУ" и другие фильмы, ожидал яркого экшена и феерических боев, но увы...
Тогда я задумался об экшен кино в России и решил стать ПЕРВЫМ ЭКШЕН РЕЖИССЕРОМ В РОССИИ. На тот момент у меня уже был опыт работы с известным в Голливуде Экшен-Режиссером BJ Davis (http://www.imdb.com/name/nm0202835/) на проекте "ЛИМА. СОРВАВШИЕСЯ С ЦЕПИ" (http://www.imdb.com/title/tt0157427/fullcredits)
Проанализировав ситуацию в нашем кино становится очевидны основные проблемы:
1. В России нет Режиссеров умеющих снимать полноценный экшен. Причина банальна: этому не учат ни в одном вузе, а самому учится - нет желания/способностей/времени.
2. Экшен-Режиссер кроме неотъемлемой творческой составляющей должен превосходно знать технические аспекты и владеть особой техникой съемок. Также он должен полностью владеть теорией (а лучше и практикой) трюковой работы каскадера (лучше если он до этого был Постановщиком трюков или хотя бы несколько лет отработал в команде каскадеров.)
3. Экшен-сцена монтируется иначе чем обычная история (время в этих сценах сжимается т.к. очень много динамики) и тут есть несколько правил! Тем не менее никто не отменяет азов монтажа описанных еще в «аттракционах» Эйзенштейна.
4. Экшен-сцена не может быть снята дешево! Но ее можно снять гораздо дешевле, если подойти к этому процессу с умом и позаботится заранее! А у нас обычно приходят на площадку и там уже думают.
5. Экшен сцены не могут придумываться на ходу: наличие подробных раскадровок и отрепетированных боев - это не просто правило хорошего тона - это крайняя необходимость!
6. Ну и наконец, говоря об Экшен-Сцене я подразумеваю законченный эпизод, который должен иметь одного автора, а сейчас их как минимум два - это постановщик трюков и режиссер, при этом постановщик как правило не до конца понимает аспектов режиссуры и, уж, тем более, не в курсе общей стилистики фильма и видения режиссера, а режиссер вообще не знает как этот материал потом собирать! (Сразу оговорюсь, что Экшен-Режиссер не отменяет работу Постановщика трюков! Наоборот - он не может работать без Постановщика, а то и без нескольких, на сложных проектах.)
Обратившись к опыту Голливуда попробуем разобраться кто такой РЕЖИССЕР ЭКШЕН СЦЕН (ЭКШЕН-РЕЖИССЕР)?
Это в превую очередь РЕЖИССЕР, т.е. человек получивший соответствующие образование. Он вместе с Режиссером-постановщиком начинает работу над фильмом на подготовительном периоде, когда они согласуют характеры героев, стилистику фильма и съемок и т.д. и т.п. а дальше каждый берет свой кусок работы на проекте, т.е. Экшен-Режиссеру достаются все сцены связанные с трюками, боями, погонями и т.п. а Режиссеру-постановщику все остальное. После распиливания таким образом сценария Экшен-Режиссер делает экспликацию каждой сцены, рисует раскадровки и согласует это все с продюсерами. После этого сам или с помощью супервайзера трюковых съемок и привлекает Постановщиков трюков и каскадеров, если требуются репетиции проводит их в необходимом количестве. В момент съемки Полностью руководит процессом как Режиссер-постановщик и даже более т.к. он может сказать оператору как ему необходимо снять конкретный кадр и т.п. Когда весь материал отснят Экшен-Режиссер сам его собирает на монтажном столе и, наконец, сдает продюсеру готовый эпизод.
Продюсеры могут сказать что это дорого! Да! Но это качественно! И если снимать например массовый бой или 5 минутную погоню на автомобилях то именно такой подход сократит бюджет в 2-5 раз в сравнении как это делается сейчас и при этом будет гораздо качественнее... За примерами отвратительного экшена далеко ходить не надо - "Обитаемый Остров" (первая часть)... Очень жду второй части, надеюсь, там команда Бондарчука учла прошлые ошибки...
Почему я решил этим заняться... Ответ прост - кто если не я? )))
Снимаясь в массовках, в 16 лет я познакомился с Сергеем Каторженко (известный Постановщик трюков из Минска) поработал с ним в качестве каскадера на нескольких проектах, в 1999 поступил на актерский во ВГИК и параллельно работал в команде Айдара Закирова, в то время я знал почти всех каскадеров и постановщиков Москвы. Начиная с 2001 года я постоянно работал в кино как актер, параллельно наблюдал за работой самых разных каскадеров. В 2006 я поступил на Режиссерский и стал режиссером... Но самое главное я начал изучать ремесло Экшен-Режиссера, а изучать ее можно было только одним способом: я собрал огромную коллекцию фильмов с лучшим экшеном и ПОКАДРОВО просматривал эпизоды по много раз, я изучал монтаж, построение композиции, временные искажения и самое главное эмоциональное восприятие. Я открыл для себя очень много интересного не только в области Экшена, но и в общем о кино. Смело могу сказать, что столько сколько я знаю о трюках, каскадерах, монтаже, и способах съемки Экшен-сцен вряд ли знает хоть один режиссер России! Осталось проверить это все на практике, но как я говорил выше дешево снять качественный экшен невозможно! Так что ждем серьезных предложений.
P.S. Я не хочу сказать, что все снимают экшен плохо... Каждый снимает в меру своих способностей и опыта в целом. Мне очень нравится как это делает Олег Фомин, в свое время А. Митта очень ярко передал катострофу самолета, и множество других примеров есть в нашем Российском и советском кино, но речь велась о комплексном подходе, изучении специфики, об уровне фильмов таких как «Матрица», «300 Спартанцев», «Эквилибриум», «Семь мечей», «Герой», или хотя бы «Онг Бэк»…
1 мая 2009 года.
Саид Дашук.
Комментарии пользователей
полностью согласен с данной статьей, в плане разбора а почему нету у нас
хорошего трюкового кино...)) сам актер и постановщик рукопашных боев,
причем делаю это в театре ну а разницу между площадкой и досками
понимаете, спрятаться на досках не возможно и не за что.... либо ты это
делаешь либо нет... а на площадке за частую сталкиваешься с тем что от
тебя просят за пять минут без подготовки площадки и актеров поставить
драку в три удара... при чем "режики" сами не понимают чего хотят и
очень сильно начинают бесится когда им пытаешься объяснить что не в
характере вашего героя и не в характере физической логики то или это...
ну а по поводу снять дешево и качественно экшен сцену...)) можно но
долго что в принципе приведет к удорожанию и трате времени....